Елена Ермаковишна — искусствовед, продюсер культурных событий, дизайнер
Что происходит с модной индустрией сейчас и как быть?
Визуал и фото: Лимонова Настя, Наталья Смолей, снимки с показов из свободных источников
Куда мы движемся
Сейчас российский рынок моды находится в точке пересмотра стратегий, как глобальных, так и региональных. Все растеряны: производители в поиске поставщиков материалов, социальные сети сломались, каналы сбыта и логистика нарушены. Вертикальная (центристская) система российской моды не решает насущные вопросы, и в контексте событий виден ее имитационный характер. Нужно двигаться к горизонтальной парадигме, и я надеюсь, что мы будем двигаться к развитию местного рынка. В моих мечтах региональные точки станут важнее, чем столичные, а локальные дизайнеры станут более востребованными.
Что изменилось
В Европе прошли Недели моды (Нью-Йорк, Милан, Лондон, Париж), и там, естественно, есть тренд на пацифизм, одновременно на маскулинность и женственность. Для российских дизайнеров эти перемены более кардинальные. До спецоперации одним из самых крупных трендов была цифровизация и цифровая мода, но сегодня актуальность цифры в разы меньше, хотя это один из вариантов решений проблем с поставкой тканей.
Но ещё есть контр-движение на цветы и оно сильнее.
Основным трендом, объединяющим российский и западноевропейский рынок, остался ресейл. Думаю, он будет развиваться и дальше.
Прогресс или регресс
Ситуация, когда наш рынок оказался в изоляции, дает возможность для пересмотра системы и децентрализации моды. Региональные дизайнеры практически не знакомы столице. Есть множество прекрасных уральских марок, локальных марок в Бурятии, Казахстане, Таджикистане, а мы их не знаем, мы вообще не знаком рынок СНГ.
Горизонтальные связи в стране почти не выстроены. Существует только вертикальная система — столица-регион.
К сожалению, как ткани, так и хорошую фурнитуру в СНГ почти не производят, зато она есть в Китае. Но и с восточными поставщиками сейчас частично нарушена логистика. Вопрос системы поставок очень сложный, для этого мы проводили «Субботник» от LFWteam, на котором рассказывали про российских и турецких производителей тканей, возможности закупа в Китае, систему апсайклинга и кастомизации для брендов.
Модные ивенты
Я спрашиваю у себя: «Этично ли сегодня проводить модное развлекательное событие?». Для меня это самый сложный вопрос. Сейчас важнее события, которые поддержат легкую промышленность: лекции, мастер-классы; обучающие, объединяющие мероприятия, выстраивающие горизонтальные связи, которые налаживают коммуникацию внутри системы.
В этом весеннем сезоне мы делали СВОП weekend от LFWteam, который создавал пространство для коммуникации жителей города с разными позициями. Главное – вести диалог, в этом залог будущего. На этом событии мы популяризировали тренд на осознанное потребление,перепродажу и ресейл.
Для нас как для команды важны проекты, поддерживающие местных. Мы помогали четырем дизайнерам Южного Урала поехать на Неделе моды в Москве. Я сама отказалась в силу своих убеждений, но помочь уральским для нас важно, чтобы у них появился классный опыт участия в большом событии. Это при том, что мы делаем в регионе не хуже, а в чем-то лучше столицы событийный контент.
Следующий шаг – это проект, объединяющий участников из СНГ, чтобы мы обменивались опытом, учились друг у друга, а не снова ехали в столицу. Поэтому я очень люблю «Половодье», всегда горжусь, что это один из старейших конкурсов Урала. Здоровая конкуренция рождает качество.
«Половодье» – ежегодный фестиваль современной моды и музыки в Магнитогорске. Фото 2022 года.
Конкурсы
Дизайнерам нужно участвовать во всевозможных конкурсах: это дает умение презентовать себя, понять свою идентичность, выкристаллизовать свое уникальное торговое предложение. Я всегда советовала всем ехать на тбилисскую Неделю моды, у них есть прекрасный международный конкурс «Be Next», но, к сожалению, сейчас это невозможно.
Остаются российские варианты. Повторюсь, как бы мне лично ни была близка концепция московской Недели моды, молодые локальные бренды обязательно должны ехать и участвовать. Этот опыт помогает сконцентрироваться на своих культурных кодах: о чем говорите вы и ваш бренд, в чем его концепция и важность, чем отличаетесь от других.
Топ шоурумов локальных дизайнеров
В Челябинске большое количество шоурумов. Не могу не назвать LOFT28, потому что они были одними из первых и сменили парадигму потребителя, прекрасный магазин, продающий российские бренды. Новый магазин «Союз», который только открылся, его делает Дмитрий Ружин с командой: это будет классный проект, потому что Дима крутой профессионал. Есть еще «Песок», в котором представлены локальные челябинские дизайнеры. Шоурум Deplace, где объединены и представлены южноуральские дизайнеры. Есть ряд монобрендовых магазинов: 2sides – это наши местные девчонки, POP&POPL тоже родом с Урала, но сегодня уже имеют несколько точек по стране.
В Челябинске сейчас много уральских брендов, и как бы это ни звучало горделиво, я считаю, LongFashionWeekend, который делает проекты с 2015 года, повлиял на развитие модной индустрии, популяризацию локальных проектов и возможности их роста.
Поэтому низовые культурные инициативы обязательно нужно поддерживать и коммерческим, и государственным системам, это толкает весь регион вперед. У Урала есть куча исторических прецедентов и возможностей сейчас для того, чтобы быть крутым в сфере моды. Урал, вперед!