Кураторы Антон Бирюков и Ксения Калченко

Объединяя смыслы и пространства

Работать над выставкой — это создавать новые миры, в котором искусство обретает голос и начинает вести диалог со зрителем. Будучи одновременно художниками, организаторами и исследователями, кураторы — те, кто делает этот разговор возможным. Кусочки биографии современных кураторов — это большой, важный и говорящий пример: «Смотри, в этой профессии границ нет, главное — твой опыт, умение слушать и желание быть услышанным». 

 

Текст: Маргарита Гусь

 

Часто за работой куратора скрывается то, что смотрящий никогда не увидит. За плечами Антона Бирюкова огромное количество мероприятий и выставок, на которых он был в самых разных ролях: координировал работы исследовательского отдела, разрабатывал аудиогиды, вел переговоры с подрядчиками, в том числе иностранными. И, конечно, был тем, кто разрабатывал выставочные концепции двух масштабных московских выставок.

 

«Пять морей и воздушный океан. История одной фотографии…» — инсталляция, созданная из архивных документов, исторических артефактов и копии знаменитого самолета-амфибии Сикорского.

 

 

Это рассказ о забытой роли Северного речного вокзала как глобального транспортного узла. Здесь переплетаются стратегические задачи по освоению Арктики и крепкая мужская дружба, амбиции государства и страсть пилота к своему делу. Кроме технических и инженерных изобретений в центре выставки — судьбы людей, которые создавали произведения архитектурного, изобразительного и инженерного искусства.

 

 

«Мечта москвича» — еще один кураторский проект Антона Бирюкова. Концепция проекта — настоящий байопик, который через художественное переосмысление рассказывает о реальных событиях целой эпохи. 

 

В экспозицию вошли 30 экспонатов транспортной коллекции и более 300 артефактов. Среди них — «Буратино» 1954 года — уникальный образец с сохранившимся деревянным кузовом, миллионный «Москвич-408» 1967 года, а также ГД-1 — первый советский двигатель, созданный для участия в Формуле-1.

Ксения Калченко — выпускница Британской Высшей Школы Дизайна и одна из тех, кто придумала и курировала самиздат-проект season—x—why. Его целью было исследовать разные методы печати и поддерживать постоянный творческий поиск. Журнал охватывал любые тематики, интересующие участников на момент создания очередного выпуска.

 

Создатели проекта экспериментировали с печатью, визуальными языками, концептами, самой формой журнала и тем, насколько сильно могут разниться его рубрики.