Объединяя смыслы и пространства
Работать над выставкой — это создавать новые миры, в котором искусство обретает голос и начинает вести диалог со зрителем. Будучи одновременно художниками, организаторами и исследователями, кураторы — те, кто делает этот разговор возможным. Кусочки биографии современных кураторов — это большой, важный и говорящий пример: «Смотри, в этой профессии границ нет, главное — твой опыт, умение слушать и желание быть услышанным».
Текст: Маргарита Гусь
Часто за работой куратора скрывается то, что смотрящий никогда не увидит. За плечами Антона Бирюкова огромное количество мероприятий и выставок, на которых он был в самых разных ролях: координировал работы исследовательского отдела, разрабатывал аудиогиды, вел переговоры с подрядчиками, в том числе иностранными. И, конечно, был тем, кто разрабатывал выставочные концепции двух масштабных московских выставок.
«Пять морей и воздушный океан. История одной фотографии…» — инсталляция, созданная из архивных документов, исторических артефактов и копии знаменитого самолета-амфибии Сикорского.
Это рассказ о забытой роли Северного речного вокзала как глобального транспортного узла. Здесь переплетаются стратегические задачи по освоению Арктики и крепкая мужская дружба, амбиции государства и страсть пилота к своему делу. Кроме технических и инженерных изобретений в центре выставки — судьбы людей, которые создавали произведения архитектурного, изобразительного и инженерного искусства.
«Мечта москвича» — еще один кураторский проект Антона Бирюкова. Концепция проекта — настоящий байопик, который через художественное переосмысление рассказывает о реальных событиях целой эпохи.
В экспозицию вошли 30 экспонатов транспортной коллекции и более 300 артефактов. Среди них — «Буратино» 1954 года — уникальный образец с сохранившимся деревянным кузовом, миллионный «Москвич-408» 1967 года, а также ГД-1 — первый советский двигатель, созданный для участия в Формуле-1.
Ксения Калченко — выпускница Британской Высшей Школы Дизайна и одна из тех, кто придумала и курировала самиздат-проект season—x—why. Его целью было исследовать разные методы печати и поддерживать постоянный творческий поиск. Журнал охватывал любые тематики, интересующие участников на момент создания очередного выпуска.
«Основная идея заключалась в том, что раз в сезон у журнала менялся арт-директор, который выбирал тему номера и задавал стилистику вёрстки, а также метод печати, бумагу и отвечал за обложку. Постоянным оставался лишь формат — всегда А4».
Создатели проекта экспериментировали с печатью, визуальными языками, концептами, самой формой журнала и тем, насколько сильно могут разниться его рубрики.
«Мой выпуск, изданный в 2020 году, был посвящён теме дробей и назвался “spring—fractions (1/6)—why”. Каждый по-своему интерпретировал тему номера. В итоге проекты, созданные для него, были о самых разных вещах: делении, цифровизации, пропорциях, пикселях, космосе, нейросетях, а также квартирной планировке».