Дверь в искусство
Door Handles — так называется новый проект российского художника Dimitri Mazа, впервые представленный в этом году. Это исследование граней между утилитарностью и предметом искусства. Эргономичен ли этот дуэт? Или первое характерно только для искусства прошлых веков и нивелирует художественное в современном искусстве?
Текст: Маргарита Гусь
Проект художника Дмитрия Маза —- это собранные в коллекцию фотографии дверных ручек. Они сняты в преувеличенно эстетичной манере и больше напоминают абстрактные скульптуры. Незаметные объекты теряют свое бытовое значение, оживают, начинают двигаться.
«Еще в подростковом возрасте дверная ручка, такая практичная и тактильная вещь, в которой всегда есть необходимость, стала предметом моих наблюдений. Я встречал все новые и новые её типы, замечал отличия в разных концах мира, способы открывания-закрывания-толкания-тягания. Смотрел на формы, идущие от эмпирического содержания к концептуальной красоте. Обыденная практическая вещь, как и любая другая. Но вещь визуальная, а значит и эстетическая. Отсюда попытки конструировать, использовать, дублировать, трансформировать этот контекст. Манипуляции, добавляющие эстетику. А что, если это станет объектом визуального искусства?».
Маз не декларирует, он предлагает зрителю через чувственное восприятие самому решить, в чем заключается эстетика бытовых объектов. Только ли контекстом отличаются эти предметы от шедевров? Да и кто присваивает предмету принадлежность к искусству, художник или музейные работники? Автор исследует эти вопросы, не забывая о первичной чувственности материального мира, который отражается и воплощается в тактильных прикосновениях к предметам быта.
В Gravity insulator — более ранней работе художника, которая в 2020 году взяла Hungary Contemporary Art Prize, также прослеживается желание увидеть и проанализировать момент соединения мира чувственного и мира идей. Художник продолжает свою практику. Скорее всего, его будущий проект станет следующим шагом в эту сторону.