Прошлое, которое постоянно меняется

Даниель Форм

Можем ли мы доверять нашим воспоминаниям? Основная тема работ Даниэль Форм — это память. Личная и коллективная. Столь важная, но при этом порой изменчивая и не всегда точная.

 

Текст: Маргарита Гусь

Фото предоставлено художницей

 

Раннее детство Форм прошло в сейсмически опасной зоне, которую ее семья вынуждена была покинуть из-за войны. Частые землетрясения и напряженная социально-политическая обстановка с юных лет научили ее ценить в жизни то, что нельзя разрушить и отнять - память. В своих работах Форм подчеркивает важность памяти в формировании идентичности и сохранении истории. Художница исследует, как воспоминания меняются со временем под влиянием внутренних и внешних факторов.

 

Человеческий мозг непрерывно использует память для воссоздания цельного нарратива — основы личности. Однако воспоминания индивида о других или даже о себе часто подвергаются саморедактированию. Что-то забывается со временем. Меняется мировоззрение, меняются детали прошлого, меняется самосознание. В триптихе «Становление» Форм как бы фиксирует момент этой неуловимой трансформации — перехода из одного состояния в другое: перемен, происходящих в личности человека.

 

 

«Становящийся»

Струйная печать, 40 x 50 см, 2021

Науке известны случаи, когда люди отчетливо припоминали события, которые никогда не происходили на самом деле. Эти ложные воспоминания меняли не только их самосознание, но и жизни окружающих. Форм обращает внимание зрителя на эту иллюзорную природу памяти, ее пластичность и податливость.

Живопись, фотография, видео арт, звук — во всех работах Даниэль Форм, прослеживается ощущение иллюзорности, субъективности восприятия. Они не предлагают готовых ответов, но предоставляют возможность для свободной интерпретации. Изображения не утверждают, а лишь намекают на то, как могло быть на самом деле, позволяя зрителю самому додумать историю в соответствии со своими установками и обстоятельствами.

 

Это наложение нарратива зрителя на произведение искусства всегда неизбежно. Художница подчеркивает это буквально. В одном из ее проектов In The Air (2021) на фотографии нанесена пыль, собранная в каждом месте, где было сделано изображение. В видео House Of Cards (2021) объектив камеры закутан полупрозрачной тканью. В живописи используется эффект размытия, расплывчатой фотографии (очевидно, отсылка к картинам Герхарда Рихтера). Между зрителем и изображением в прямом смысле образуется затуманивающая преграда. 

Размытый эффект и наслоение — прямая метафора для смутных воспоминаний создает дополнительный источник смыслов. Как в белом шуме и помехах радиоэфира можно, если пофантазировать, расслышать отдельные слова и звуки голосов, так и в работах Даниэль, полных шумов и глитч эффектов, можно различить скрытые послания.

 

Деревья, растущие корнями вверх

Видео 4'9, 2021

Внешние или внутренние ли были причины по которым все так случилось - память не дает однозначного ответа. Единственное, что остается - это бесконечная дорога, смутное воспоминание о потерянном доме и желание снова его обрести. Единственное что постоянно - это перемены. Искусство Даниэль Форм - это размышление о хрупкости мира, который мы несем в себе и важности сохранения этой ценности.