Даниель Форм
Можем ли мы доверять нашим воспоминаниям? Основная тема работ Даниэль Форм — это память. Личная и коллективная. Столь важная, но при этом порой изменчивая и не всегда точная.
Текст: Маргарита Гусь
Фото предоставлено художницей
Раннее детство Форм прошло в сейсмически опасной зоне, которую ее семья вынуждена была покинуть из-за войны. Частые землетрясения и напряженная социально-политическая обстановка с юных лет научили ее ценить в жизни то, что нельзя разрушить и отнять - память. В своих работах Форм подчеркивает важность памяти в формировании идентичности и сохранении истории. Художница исследует, как воспоминания меняются со временем под влиянием внутренних и внешних факторов.
Человеческий мозг непрерывно использует память для воссоздания цельного нарратива — основы личности. Однако воспоминания индивида о других или даже о себе часто подвергаются саморедактированию. Что-то забывается со временем. Меняется мировоззрение, меняются детали прошлого, меняется самосознание. В триптихе «Становление» Форм как бы фиксирует момент этой неуловимой трансформации — перехода из одного состояния в другое: перемен, происходящих в личности человека.
«Становящийся»
Струйная печать, 40 x 50 см, 2021
В мире, где все постоянно меняется, единственное что может быть константой — это понимание, кто ты есть. Но как сохранить стабильность внутреннего мира, когда даже собственная память подводит, а извне пропаганда пытается подменить историю и стереть правдивое знание прошлого в своих интересах?
Из описания к работе Форм на выставке «Искренность», Дубрава центр, Могилев, Беларусь.
Науке известны случаи, когда люди отчетливо припоминали события, которые никогда не происходили на самом деле. Эти ложные воспоминания меняли не только их самосознание, но и жизни окружающих. Форм обращает внимание зрителя на эту иллюзорную природу памяти, ее пластичность и податливость.
Сейчас, в эпоху глобальных потрясений и перемен, как никогда актуально сохранять культурную память и помнить свою историю.
Из описания к работе Форм на выставке «Искренность», Дубрава центр, Могилев, Беларусь.
Живопись, фотография, видео арт, звук — во всех работах Даниэль Форм, прослеживается ощущение иллюзорности, субъективности восприятия. Они не предлагают готовых ответов, но предоставляют возможность для свободной интерпретации. Изображения не утверждают, а лишь намекают на то, как могло быть на самом деле, позволяя зрителю самому додумать историю в соответствии со своими установками и обстоятельствами.
Это наложение нарратива зрителя на произведение искусства всегда неизбежно. Художница подчеркивает это буквально. В одном из ее проектов In The Air (2021) на фотографии нанесена пыль, собранная в каждом месте, где было сделано изображение. В видео House Of Cards (2021) объектив камеры закутан полупрозрачной тканью. В живописи используется эффект размытия, расплывчатой фотографии (очевидно, отсылка к картинам Герхарда Рихтера). Между зрителем и изображением в прямом смысле образуется затуманивающая преграда.
Мы не можем в точности отразить реальность. Но в этом-то и весь смысл!
Из описания к работам Форм на выставке “Urban Lifestyle”, PL Photography Studio, London, UK.
Размытый эффект и наслоение — прямая метафора для смутных воспоминаний создает дополнительный источник смыслов. Как в белом шуме и помехах радиоэфира можно, если пофантазировать, расслышать отдельные слова и звуки голосов, так и в работах Даниэль, полных шумов и глитч эффектов, можно различить скрытые послания.
Деревья, растущие корнями вверх
Видео 4'9, 2021
Некоторые люди подобны деревьям, вырванным из земли. Они не могут укорениться на твердой почве и вынуждены скитаться по миру в поисках опоры. В то же время остановиться для них равносильно погибели.
Из описания к работе «Деревья, растущие корнями вверх»
Внешние или внутренние ли были причины по которым все так случилось - память не дает однозначного ответа. Единственное, что остается - это бесконечная дорога, смутное воспоминание о потерянном доме и желание снова его обрести. Единственное что постоянно - это перемены. Искусство Даниэль Форм - это размышление о хрупкости мира, который мы несем в себе и важности сохранения этой ценности.