Изменяя реальность
На сценах — световые композиции для концертов, в театрах — световой дизайн, на выставках — независимые инсталляции. И всё это — дело рук Артема Ильюшенкова, художника и техника по свету, который рассказал редакции о любви к своему делу и магии фотонов.
Текст: Маргарита Гусь
Он!
Художник по свету — редкая и специфическая профессия, которая находится на стыке технического и художественного миров. От инсталляций и арт перформансов до больших концертов и театральных постановок: те, кто знает, как с этим работать, достаточно востребованы в области визуального искусства. Художник по свету может быть как самостоятельной творческой единицей, так и участником тандема, в котором вместе с режиссером или автором реализует идеи и задачи.
То, что нравится по-настоящему
Один из главных плюсов — полная творческая свобода и возможность воплотить свои идеи, дополнить и усилить какую-то сцену или действие, визуализировать и обыграть световыми эффектами музыкальную композицию. А еще огромное разнообразие локаций, задач и способов их решения.
О вдохновении
Его можно черпать во многих вещах. В работе коллег и просмотре чужих концертов, в спектаклях и других событиях, где нужен художник по свету. В «обычном» окружающем мире, природе и её играх со светом. Заметить, как луч света отразился или прошел через объект и дал интересный блик или тень. Или свет случайного фонаря, который прошел сквозь крону деревьев и показал необычный рисунок.
О роли света и практике
Свет в проектах хоть и прикладной элемент, но достаточно важный, если мы хотим получить полноценный и завершенный продукт. Тот же спектакль или концерт может пройти при дежурном или уличном освещении. Роль актеров или исполнителя в этом событии важнее, но с встроенным светом и добавлением визуальных эффектов получится эмоционально ярче и лучше запомнится зрителю. А многие задумки и целые проекты вообще невозможны без постановочного освещения.
О самом сложном
Время и бюджет. Нехватка обоих элементов очень усложняет весь процесс. Когда стоят короткие сроки, то времени на разработку и спокойное осмысление недостаточно. В итоге проект может завершиться с ощущением недосказанности или упущенных возможностей. Приходит понимание, что какие-то элементы можно было сделать лучше или по-другому. Бюджет тоже ключевой элемент. Любой проект, в котором используется постановочное освещение, требует покупку или аренду техники, элементов управления светом и прочего сопутствующего оборудования. Соответственно, при недостатке бюджета сталкиваешься с дефицитом рабочих инструментов. Но зачастую в этом есть и плюсы, как в неком вызове самому себе, когда стараешься создать максимально эффектный и качественный продукт из того минимума, с которым пришлось работать.