Альманах
Незабытое — в графитовых штрихах, битых пикселях, обрывках афиш и digital-плакатах. Важное — в воспоминаниях, вопросах самоидентичности, свободе, времени и бытовых вещах. В этом материале мы рассказываем о пяти современных визуальных художниках, которые не боятся задаваться сложными вопросами за всех нас.
Фото предоставлены художниками
Текст: Маргарита Гусь
Цифровые метаморфозы
Современные технологии — хорошие ретрансляторы воспоминаний? Именно этот вопрос кинорежиссер и сценарист Алекс Терекс задаёт себе и зрителям через исследования Цифровой Призмы. Раз за разом перезаписывая видео с экрана компьютера на камеру смартфона, художник пытается понять, сколько еще нужно дублей, чтобы прошлое навсегда затянуло пиксельным туманом. Ставя под сомнение цифровое бессмертие, Алекс Терекс показывает: современные технологии — точно такой же инструмент преломления реальности.
Абстрактное движение
В своих коллажах Ксения Батышкина исследует изменения внешнего и внутреннего пространства. Формальные качества здесь могут быть важнее общего впечатления. Фокус внимания на сочетании цветов, динамичных «полосатых» элементах и живом диалоге между объектами. Деконструируя привычный мир, художница устанавливает собственные законы физики. Кажется, эти три «лестницы» будто соединяют то, что никак не могло оказаться в одной плоскости. Куда и к чему они ведут?
Можно ли считать этот путь дорогой к этажам, на которые до этого было невозможно или страшно подняться?
Эмоциональные артефакты
По-настоящему мультимедийная художница, которая работает с несколькими форматами: фотографией, видео и кросс-медийными инсталляциями. Часто главными героями у Дарьи Кузнецовой и её воспоминаний становятся бытовые предметы. Но Даша видит в них больше, чем вещи — это настоящие артефакты. Многие из них — хрупкие объекты, которые можно слишком легко потерять. Фотографируя предметы, Дарья запечатлевает их историю и энергию. Она передает форму тому, что невозможно увидеть. В данный момент художница работает над проектом об эмиграции. Это будет большая история о том, какие вещи остаются с нами после прощания с домом.
Сложное и важное
Мария Варази — грузино-российская художница и иллюстратор. Свой диалог со зрителем она начинает с легкого графитового штриха, гравюры, коллажа или работы в цифре. Часто это наблюдение за миром через будничные явления. Всегда — разговор о сложном, но важном: принятии в себе двух совершенно разных культур и мировоззрений, исследование сексуальности, любви, горя и ментального здоровья. Вы найдете эти камерные разговоры на страницах онлайн-изданий: The Village, The Blueprint & Flacon Magazine, либо на уютных и небольших московских выставках: «Комнаты», «Затерянные», либо на больших площадках вроде Garage.
Визуальный протест
Громко заявлять о проблеме и не бояться строить мосты — миссия, которую Арсен Моллакаев полностью ощущает, как свою. В этих плакатах Арсен исследует взаимоотношения исламской культуры и христианства. Через Symbols — серию digital-работ с сюжетами о жизни мусульманской части Северного Кавказа, художник показывает, как он видит слияние древних символов с современным народным фольклором.
Каждый из плакатов — рефлексия о природе жестокости и её влиянии на человека.
Личная свобода
Художница, перформер и инсталлятор Лиза Токарева в своих работах также размышляет о природе свободы, только личной. Это образы и смыслы, глубоко погруженные во временные слои и потоки. Постоянный поиск внутренних связей для Лизы — беспрерывный процесс, спонтанный и стихийный. Она часто дополняет свои работы в реальном времени, отказываясь от любых правил и ограничений. В проекте «Безвременье» художница исследует состояния фрустрации у современного человека, который теряет чувство времени.
Молчаливые хранители
Лучшие хранители историй и воспоминаний — их молчаливые участники. Фотограф Юлия Чебуркова ловит момент, когда скульптуры и герои картин оживают под её осторожным взглядам. Планы и ракурсы выбраны так, будто каждый объект и субъект находятся в одной плоскости. Сюжеты этих снимков — о живом диалоге между искусством и людьми.