Алиса и Намор из независимой кураторской группы «Клоповник»
Алиса Жихарева и Намор Вотилав – независимые кураторы, художники и основатели «Клоповника» – когда-то центра современного искусства в бункере под Домом печати.
Фото: Олеся Желтова
А: Когда люди спрашивают про закрытие Клоповника, они уже знают про себя какой-то ответ. Что делать дальше — вот вопрос, который, наверное, каждого занимает намного больше. Все пытаются понять, как не пропасть в забвении, подобно галереям и проектам, которые были до нас. Мы о них даже не знаем.
Н: Этап работы в бункере пройден. Репутация, безусловно, важная штука, но всегда важнее дела, по крайней мере, для нас. Хочется продолжать быть полезными, стать оберегателями культуры в Челябинске. Не знаю пока, в какой роли, какими способами или средствами.
А: Да, мы испытали это непостоянство на себе. И есть ощущение, будто в Челябинске вечно всё начинается. «У нас только всё развивается», «только начинается благоустройство», «только появляется то или это».
Н: Появился первый в истории центр современного искусства в Челябинске, как про нас говорили.
А: А мы даже точно не знаем, первый или нет. Будто кто-то постоянно забывает сохранить игру, и мы опять начинаем набирать «очки современной культуры». Хочется идти дальше. Нужна следующая ступенька, планка, которую мы поднимем все вместе.
Н: Ни памяти о прошлом нет, ни сил, чтобы встать и пойти дальше. Это тоже большой вопрос, который нам всем решать: как и где брать ресурсы, чтобы двигаться вперед. Есть уже подвижки в этом направлении и очень правильные. Образовательные мероприятия, которые делала Марина Денкевичв этом году, например. Вся программа ART1 была направлена на то, чтобы современное искусство в Челябинске стало заметнее, появилось понимание, как устроен арт-мир. Получилась новая толпа свежих художников, кураторов, а еще собралась аудитория, которая на все это посмотрела.
А: У Марины получилось создать беспрецедентную ситуацию. У нас нет столько выставочных пространств, сколько теперь кураторов. Тем не менее: они со своими мнениями, взглядами и переживаниями есть здесь. Им всем нужно во что-то выразиться, чтобы закрепиться и продолжить этим заниматься. Культурная среда очень обогатится от этого плюрализма.
Н: Прецедент, который сделала Марина, наверняка не первый.
А: А мне кажется первый.
Н: Самый яркий, наверное. После этого мы не можем больше делать выставки, которые только показывают. Век такой или современное искусство, но это обязывает взаимодействовать, приглашать. Даже если ты не делаешь открыто соприкасающихся взаимодействий, ты делаешь медиации. Вовлекаешь людей в процесс, чтобы они не оставались в стороне за стеклом.
А: Кажется, это камень в мою сторону. Мы в Клоповнике часто делали выставки общего характера. Так как я занималась этим направлением почти все время работы бункера, это было мое решение. Личные кураторские проекты, и те, которые мы принимали, носили характер каталогов. Будто постоянно пытаешься поспорить, сказать, нет, смотрите, есть стритарщики, фотографы, коллажисты, молодые художники первой волны, второй волны.Что ещё надо, чтобы поверить в Челябинск, в котором искусство имеет право на существование? Хочется уже говорить на более тонкие темы, использовать искусство по прямому назначению. Оно должно помогать облегчить нашу боль, выпускать накопленное внутри, предлагать поводы поспорить и порадоваться чему-то. Арт-сцена есть, давайте уже начнем о чем-нибудь разговаривать, пробовать находить новые повестки.