Фокус на референсы
И снова вечный вопрос, на который отвечают два креативных директора и руководитель продакшн-студии.
Андрей Лишаков, креативный директор Everypixel Studio
Меня вдохновляют фильмы и музыка. Причем музыку я использую определенным образом. Есть треки, которые оставляют пространство для картинки. Они будто саундтреки к чему-то. В последнее время я отхожу от концепции референсов, исхожу чаще из того, как я, художник, вижу идею и что хочу показать.
Не копирую, не делаю вторничное, не использую культурные отсылки. Я анализирую, каким способом могу выразить идею наиболее доступно для зрителя и интересно для меня. Важно ловить этот баланс.
Мои проекты регулярно берет Pinterest, Pantone, Adobe. Когда человек копирует работу один в один – результат всегда хуже, чем у оригинала. Если он ее реконструирует: понимает, что использовал автор и зачем, а потом берет свою идею и применяет технический прием, то я очень сильно приветствую это.
Для меня творчество – это акт труда. Он направлен на то, что мы создаем новое. Либо задача, решения которой еще не было. Все остальное – рутинная работа. Если референсы облегчают нам решение задачи или дают новые идеи – это прекрасно. Если просто копировать, то это другое, не осуждаю, но не мой путь.
Нужно развивать свой внутренний мир. Проживать жизнь, наполняя её эмоциями. Если вы внутри пусты, то будете выдавать такие же изображения. Также важно учиться рассказывать истории. Если не свои, то подмечать чужие и выдавать их в виде картинки.
Не получается сфокусироваться? Ограничьте себя в чем-нибудь. Чаще всего, когда есть доступ ко всему и кажется, что все на свете возможно – непонятно, с чего начать. Условно, возьмите телефон или фотоаппарат, снимайте только вертикальные кадры, где в центре объект в форме буквы А. И попробуйте рассказать с помощью такого какую-то историю. Такие упражнения – хороший ключ к пониманию, какая картинка вам нужна.
Андрей Брохман, креативный директор Secret Agency
Я отношусь к референсам положительно. Скажу даже так: референсы — неотделимая часть нашей работы, а иногда — основная. Дизайн почти всегда — компиляция людского опыта, это работа со знакомыми культурными кодами, символами, образами. Даже мои работы используют в качестве референсов, и это очень льстит. Особенно, когда на выходе получается достойный результат.
Простой пример: все слышали, что в дизайне существуют стили. Можно сделать любой макет в стиле «ретро». И нужно, конечно, постараться, чтобы его считывал не только сам автор (как он его понимает), но и зрители. Это значит, что придется работать со всеобщим представлением о «ретро», а не исключительно со своим. Вот тут как раз и становятся нужны референсы в широком смысле этого слова. Причем их должно быть как можно больше: лучше сотни или тысячи.
В повседневной работе референсы используются для коммуникации между клиентом и дизайнером, чтобы сверить и синхронизировать представления о нужном результате, согласовать друг с другом направление. Это происходит, потому что словами редко можно с высокой точностью описать итог.
Не стоит опасаться, что из-за этого работа превратится в плагиат. Чем больше референсов для конкретного макета мы используем, тем ниже шанс повторить. Даже если референсов хотя бы два — это уже означает их компиляцию, сочетание приемов из двух разных картинок, которое неизбежно будет уникальным.
Секрет — используйте больше двух картинок для вдохновения: 10, 20 и более.
А вдохновлять может буквально все: вкусная еда, свежий ветер. Это может быть даже что-то откровенно безвкусное или сделанное плохо. Любые увлечения могут неожиданно помочь, тут нет исключений. Неважно, будет это рыбалка или коллекционирование марок — это всегда ресурс, источник тех самых микро-фрагментов, из которых состоит любое произведение.
Дмитрий Ковин, руководитель продакшн-студии KOVIN VIDEO (входит в состав холдинга K. COMPANY)
Мы пользуемся референсами даже на начальном этапе, когда еще нет какой-то идеи или концепции. Референс – платформа, на которую можно опираться. Мы можем искать пример по концепции, музыке, цвету и по всему вообще, что может быть в ролике. Конечно же мы не забываем добавлять что-то свое и вот тогда получаем уникальный продукт. Поэтому плагиатом наша работа не будет.
Плагиат – это когда вы скопировали точь-в-точь. Например, мы однажды придумали определенный формат производства видео, который удешевляет стоимость ролика для клиента в три раза. Эту идею скопировал один из гостей, поменяв только название. Вот так делать не нужно.
Если у нас есть задача снять промо-ролик, то мы начинаем просматривать, какие ролики уже есть, как их представляют. Нам попадается интересная идея, мы берем ее за основу, но не копируем, потому что из другого ролика мы возьмем постановку света, из третьего - типаж актера. Вот так референсами пользоваться можно и нужно.
Из всего многообразия мы отбираем то, что нравится нам и делаем из этого свое, в сумме не похожее на другие проекты. Об этом подробнее вы можете посмотреть в фильме «Все есть ремикс» и прочитать в книге «Кради как художник».
Есть наши работы, которые брали в качестве референсов правильно. Это, конечно, радует! Так мы понимаем, что создаем тренды! Люди вдохновляются нами, а лично я вдохновляюсь своей поставленной целью – точкой В, к которой иду.