«Кино – это самый дорогой вид искусства...»

Теймур Халиков – оператор «Вписки», сериала «Маньячелло», короткометражных фильмов и клипов. Но в то же время, режиссер, оператор, монтажер, колорист, и, вообще, one man band…

 

Текст: Агния Черная

Фото: Иван Гуляев

 

Твое детство прошло в кинотеатре?

 

Да. Мама работала киномехаником. Помню, как после детского сада за мной и братом заезжал папа и спрашивал: «Ну что, кто сегодня на работу к маме, а кто к папе?» И я кричал: «Я к маме в кинотеатр!» Папа работал водителем в ЦКРМ (центральных киноремонтных мастерских). Так они с мамой и познакомились.

В Челябинске ты ненадолго?

 

Да. Несколько лет назад случилась такая история… Есть Теймур, который очень хочет снимать кино. Есть Вася Трунов – крутой журналист, который решает с другом (Колей Редькиным) сделать YouTube-проект «Вписка». Вася зовет меня помочь. Я ударяю с ним по рукам и помогаю запустить шоу, сам не понимая, во что это выльется – признаться, в тот момент я думал, что просто помогаю другу делать его проект, но со временем это засосало, и… понеслась. И тут я понимаю, что YouTube-проект – это, конечно, не кино, которым я грезил в 14 лет, но здесь тоже есть поле для творчества, где я могу реализовываться как оператор. «Вписка» – это не место, где тебя ставят в рамки, говорят, как надо делать. Ты можешь предложить свою идею и воплотить ее – например, мы снимаем не только интервью и документальные кадры – у нас есть рекламы, в которых можно разгуляться, попрактиковаться как режиссер и оператор, попробовать что-то новое. Благодаря «Вписке» и для «Вписки» я приехал в Москву, но я все равно ассоциирую себя с Челябинском.

 

Режиссер, оператор, режиссер-монтажер, колорист, а еще…

 

One man band. Мне всегда больше была интересна режиссура кино. Но не во всех проектах, где участвую, я режиссер. Люблю технику – кинокамера мне особенно близка. Разбираюсь в операторстве, в композиции, в свете. Если меня куда-то приглашают, то я охотно соглашаюсь на любую роль. Могу быть оператором, могу – режиссером.
 

Классный режиссер не только классный сторителлер. Когда человек умеет свои мысли завернуть в фильм, клип или фото, случается самое главное: это находит отклик в других. И всегда есть люди, готовые результат творчества перепродать и сделать на этом деньги. Я говорю именно про коммерческое кино, которое мне ближе.
 

Но мне кажется, я таким режиссером пока не стал, поэтому иногда стесняюсь говорить, что я режиссер. 

 

Есть идеал, к которому стремишься, когда уверенно сможешь сказать: «Да, я режиссер»?

 

В 14-17 лет я понимал: «Хочу снимать кино». В 20 лет: «Хочу быть режиссером кино». Сейчас я понимаю, что не знаю, чего хочу. Одновременно все, и в то же время ничего. Мне кажется, что сейчас нахожусь в моменте, когда не вижу, где идеалы, где ориентиры. Прозвучит пафосно, но хочется оставить после себя след, который будет в хорошем смысле менять людей. Но к этому я, возможно, еще не готов.
 

Я большой фанат развлекательного кино, в котором на определенные слои сумели поместить то, что меня как зрителя и человека делает лучше. И круто, когда в кино есть поучительные моменты, и они преподносятся в игровой форме.

А что интереснее снимать? Необычные сюжеты, нетипичные кадры?

 

Мне нравится, когда в кино уделяют внимание изображению. Хорошее изображение – половина повествования. Это не говорит о том, что можно наплевать на историю и снимать, как красиво краска сохнет. Просто есть, например, театр с отсутствием монтажа и присутствием условности. А в кино, я считаю, нечестно эксплуатировать воображение зрителя.
 

Вообще мне интересно что-то фантастическое. Всегда говорил: «Вместо фильма Балабанова я могу смотреть в окно». В кинотеатре же хочу видеть другие миры. И рассказывать мне нравится что-то подобное. Это не попытка эскапизма. Я всегда стремился сделать что-то игровое. И если сюжет какой-то банальный, то в нём должен быть элемент, который в жизни или редко происходит, или не происходит вовсе.
 

В этом плане мне нравится Дэнни Бойл – очень крутой и разносторонний британский режиссер. Он может банальные истории рассказывать так захватывающе, так увлекательно и делать из этого некую фантазию. Например, фильм «Миллионы». Дэнни Бойл дает возможность увидеть реальную нереальность. Его же фильмы: «127 часов», «28 дней спустя», «На игле», «Пляж», «Миллионер из трущоб». И самое интересное, что если посмотреть его кино, то сложно понять, какой он режиссер. Его почерк меняется от работы к работе, но он всегда классный.

 

Бывают такие фильмы, после просмотра которых выходишь из зала и думаешь: «Жаль, что не я…»?
 

«День, когда земля остановилась» – фильм с Киану Ривзом. Довольно примитивный, и, если его разобрать, максимально глупый, но очень эмоциональный. Когда я его смотрел в кинотеатре, он повлиял на меня невероятно. Это именно то, как будто развлекательное кино, но приходит время морали, и ее говорят в лоб как в «South Park»: «Я многое понял…». Фильм точно такой же, но в меня он настолько сильно попал, что я вышел из зала, думая, как бы я хотел когда-нибудь снять такое кино. У него, кажется, довольно низкие рейтинги и сомнительные сборы, но мне очень понравилось.

 

Кинотеатр «Победа» снова работает? Как пришла такая идея?

 

Ушли значимые игроки рынка, очень крупные студии: «Disney», «Sony», «Paramount», «Warner Bros». Вместе с ними ушли и фильмы. И вдруг обнаружилось, что без них в кино ходят не так много людей. Настолько немного, что кинотеатры еле концы с концами сводят.

Важно понимать, что в кинотеатре фильмы показывают не с обычного mp4-файла. Это специальный пакет, который защищен ключом. Ключ уникальный, изготавливается для каждого кинозала, а чтобы была возможность изготавливать эти ключи, нужен доступ или к контенту, или к мастеру. И вот появились компании, у которых этот доступ был. Они стали предлагать кинотеатрам фильмы, которые идут в заграничном прокате, а в свободном доступе их нет. Первая мысль была, что это «Пиратка». Но оказалось, что это не «пиратки», а привычный нам классический кинопоказ.
 

Мне с этим пришлось столкнуться, когда появился фильм «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия». Я тогда позвонил Артему Созыкину с предложением: «Фильм появился на торренте. Дубляжа нет. Давай сделаем на английском языке с субтитрами? Я соберу пакет для кинопроектора. Покажем в «Знамени»! Будет как будто прям настоящий голливудский фильм». А он мне ответил, что есть люди, которые предлагают этот же пакет, но с дубляжом. Кинотеатрального качества, как в «старые добрые» времена. Но не совсем легально.
 

Мы собираем народ, смотрим фильм, и это, правда, то же голливудское кино с привычным дубляжом. Выходит так, что есть компания, предлагающая фильмы, которых нет в прокате в РФ, с привычным, настоящим кинотеатральным качеством.
 

И мы решили сделать свой кинотеатр. Самый простой способ – купить проектор-сервер, направить его в сторону белой стены дома, и вот кинотеатр под открытым небом. Но пока все это запускалось, пока искали деньги, договаривались, внезапно закончилось лето. Мы поняли, что кинотеатр под открытым небом не получится. Стали искать другие варианты. И оказалось, что «Победа» сдается в аренду. Я всегда думал, что есть здание «Победы», ты подходишь к его двери, и это конец поискам локации – не понятно, кто им управляет, и есть ли внутри что-то кроме голых стен. А оказалось, что там есть надпись «аренда» и номер телефона. Мы позвонили, поговорили, получили ответ: «Давайте делать».
 

Сейчас запустили один зал. Так как все делаем сами, то есть некоторые завышенные требования. Допустим, у меня завышенные требования к качеству кинопоказа. Я сам настраивал изображение, звук. Артем топил за качественные сервисы. И так мы запустили кинотеатр в конце декабря. Отработали декабрь и январь и поняли, что столько ошибок было допущено! На такое количество граблей мы наступили! Но когда мы на них наступали, всегда находили способы, как это все решить. Продолжали развиваться. Это все было в кайф! «Победа» – это двухзальный кинотеатр. Мы начали с аренды одного зала. И вот сейчас ведем диалог о том, чтобы запустить второй зал.

Какие фильмы ждать?

 

Все! Мы показываем в дубляже Red Head Sound. Они делают дубляж в России, и по возможности привлекают актеров, чьи оригинальные голоса уже знакомы нам. Red Head Sound очень требовательные в этом плане. Они молодцы. И даже если есть нормальный официальный дубляж, то их дубляж будто возвращает в фильмы эту «киношную жизнь», добавляет глубины, объема, и кино – опять кино.