«Я могу вечно разговаривать о платьях и рыбалке»

«Мои платья — хаос без выкроек», — так дизайнер Татьяна Котова определяет наряды, которые создает. Двадцать лет она ждала своего шанса, чтобы ворваться в мир моды. И ворвалась: отправила платья на миланскую неделю моды, получила гран-при международного фестиваля «Половодье 2020», вошла в десятку «Новых имен в моде» журнала «Собака». Этот же человек говорит, что ей не хватает смелости и дерзости. Так кто же создает платья сумасшедших форм, которые покорили мировой подиум?

 

Текст: Анюта Гневчинская, Ангелина Шляпина

Фото: Полина и Алексей Шульгины

 

От кутюр в Челябинске

Начнем с самого сложного. Трудно создать бренд одежды в Челябинске? Вас пытались переубедить в том, что не нужно этого делать?

 

Я не совсем «бренд». Я одиночка. У меня нет швейного цеха, сотрудников. Все сама: от идеи до воплощения. Даже нет лекал, некоторые платья создаю прямо на манекене без предварительного кроя. Мне все время говорят, что я отличаюсь. Бренды шьют носибельную одежду, а я нет. Когда шла на первый показ, знакомая спросила, что я буду представлять. У меня были жакет и желтая юбка. И она сказала: «Таня, ну какая желтая юбка!? Это Челябинск, а не Милан!» А я шила так, словно это и есть Милан. Даже модели всегда удивляются.. Я какая-то революционерка. В детстве с 7 лет шила для кукол. Может, я в куклы не наигралась. Только модели у меня уже взрослые, а подход тот же: не напрягаюсь — все легко получается.

 

А была идея сделать массовый бренд?

 

Все к этому ведут. Мысли есть, это надо заходить на производство. В любом случае так делают многие. А шить то, что все — это неинтересно. Штучный товар лучше. Главное — найти своего покупателя. Артисты, певцы, кто-то берет в аренду на тематические вечеринки. Вчера у меня была местная певица. Она говорит: «Все мы творческие люди знаем друг друга и следим, поэтому если платье уже арендовали, я его не возьму. Лучше закажу новое. Только не бросайте то, что делаете, в Челябинске такого больше нет, а в Москве такие вещи по 30-40 тысяч стоят». Московские стилисты часто обращаются, но они впритык пишут, что завтра-послезавтра нужно платье. Говорю: «Я в Челябинске, на доставку 3-5 дней нужно». «Как вы в Челябинске? С такими платьями и до сих пор в Челябинске?». 

 

На неделю моды все подали заявки, много кого одобрили, а я посчитала, что не достойна такого уровня, хотя в итоге взяли такие бренды, как все. А я испугалась, теперь жалею. Плюс у меня дочка на руках — 4 года. Оставлять ее не с кем, везде с собой таскаю. 

 

 

Как опишете локальную моду? Ведь у нас много возможностей быть в тренде.

 

Спортивный минимализм. У нас опасаются ярких цветов и рюшечек. Молодежь еще может, а дамы постарше любят все серенькое, чтобы пробежать быстро и незаметно. Больная тема на самом деле. В соцсетях все красивые, а когда выходишь на улицу: джинсы в облипку и футболки. Низкая посадка опять входит в моду, а кто-то ее и не выбрасывал. 

 

Как я долго боролась с футболками обтягивающими, когда шила на заказ. Придет клиентка, я ей скрою, причем, не супер оверсайз, но чтобы был воздух. «Может быть ушьем?». Мне кажется, от меня многие отписались, потому что я перестала шить эти дурацкие футболки.

 

На каком уровне мода именно на Урале?

 

Все хотят быть похожими на кого-то. Если какой-то стилист диктует, что косуха — тренд сезона, то все за ней бегут. Надо себя искать. У нас все хотят быть модными, а в итоге придешь на вечеринку, все в оверсайз жакетах и с одинаковыми прическами. Дизайнеры тоже подражают, потому что это коммерция, это продается. Я, наверное, поэтому до сих пор сижу в Челябинске. На меня подписаны молодые девочки, которые восхищаются моими платьями, но выходят довольные из Zara.

Коммерция и творчество

Ваши слова: «Когда начинается коммерция — заканчивается творчество». Как быть с крупными модными домами? И много ли у вас коммерческих проектов в работе?

 

Там люди идут уже на бренд. Платье может быть аналогичное, но будет написано Chanel, все его захотят. А шьют примерно одно и то же. У меня сейчас в основном индивидуальные заказы. Но обычную одежду я тоже шью, не одни сумасшедшие платья, как многие думают. Худи, рубашки, футболки и обычные платья. Еще в городе открылся маркет-плейс «Песок», где представлены только челябинские дизайнеры. Но я понимаю, если повешу свои платья среди серо-бежево-черного, это будет театральный гардероб. Нужно создавать носибельную коллекцию. Закупила сейчас лен, хлопок, поэтому летняя мини-коллекция у меня будет. 

 

Кстати, о худи. Вы начинали с этого. Как от них перешли к высокой моде?


Да, я стала вести соцсети, когда был популярен Family Look. Потом это начали шить все, мне стало скучно. Я уже не хочу конкурировать, я пошла дальше. Меня позвали как раз на тот показ с желтой юбкой, и я решила: это же надо как в Милане, начала делать такие платья. Меня в свое время приглашали на «Русский силуэт», я отказалась и все 20 лет жалела. И вот во втором декрете стартовала на показы.

Рейс из Челябинска в Милан

Как вы попали на миланскую неделю моды?

 

Я туда не доехала по понятным причинам, съездили только платья. Хотя бы так. Раньше часто давала вещи на съемки. Однажды приехала Маруся Махмутова — фэшн-фотограф. Поснимала reels, его заметила стилист из Москвы. Она отправила мой аккаунт организатору показов и я попала в группу, поддерживаемую спонсорами. До сих пор пишут стилисты и модели, предлагают сотрудничество. Кстати, был забавный случай. 

Как изменилось отношение к себе после недели моды?

 

Я не верила до последнего, что показ состоится. Вдруг платья не понравятся. И позвали бесплатно, а этот страх, что бесплатно ничего не бывает. Когда на сайте недели моды увидела свое имя, уже и рыдала, и танцевала. Тогда поверила: теперь точно покажут. Тогда же задумалась о том, что пора поднять цены. Да, я никогда не бываю 100% довольна показом. На неделе моды в Москве мне казалось, что нужно готовиться хотя бы за год. Переживаю, что не дотягиваю, хотя всем в итоге нравится. У меня проблема: не умею себя продавать. 

 

 

После миланской недели моды заметили, чем русские дизайнеры отличаются от европейских? 

 

Сейчас модно использовать «русский код». Наши дизайнеры сильно продвигаются с этим. Я не люблю шить исторические костюмы, хотя иногда просят. Только если это стилизация. Конечно, мы можем быть наравне с европейскими дизайнерами. Нужно быть смелее, а мы начинаем думать о коммерции: как это продать. Иногда я замечаю, что кажусь смешной и выгляжу белой вороной на показах. Но потом понимаю, есть своя аудитория. А другие, возможно, боятся делать также.

 

Можно на этом целый показ построить, провести его на заводе.

 

Да, мне всегда на показах хочется отойти от классической схемы. У меня в планах создать платье за 3-4 минуты, пока модели идут по подиуму. Либо сшить наряды между собой. Для меня важно всё до мелочей: какой будет свет, музыка, чтобы до мурашек. Думаю, мне показы нужно устраивать больше в сторону перфоманса. Есть мысль, чтобы модели контактировали со зрителями. На Long Fashion Weekend нам дали такую возможность. Я предложила, чтобы модели вышли в перерыв, когда все занимаются своими делами. Они были в чехлах, которые мы потом разрезали. Все начали с ними фоткаться, а потом уже заиграла музыка и прошел показ.

 

Поиск себя в дизайне

Фестивали как «Половодье» помогают продвигаться дизайнерам? Какие еще есть «выходы» на подиум?

 

«Половодье» как раз для дизайнеров, которые не боятся креативить и находятся в начале пути. Там приветствуются коллекции, где ты все делаешь сам. Фестиваль предлагает стажировки: я выиграла в Милан, но все сейчас закрылось. Вместо этого предложили Санкт-Петербург. Также дают поработать со стилистами, делают публикации в журналах. Вся эта тусовка всегда не лишняя. Помимо этого проходит «Платье года», Long fashion weekend, «Русский fashion».

 

Какой совет дадите начинающим дизайнерам?

 

Быть смелее, искать, что по душе. Пока молодой, делай, что хочешь, выделяйся, создавай имя, ходи на все показы подряд. А как раскрутишься – в коммерцию. Главное наблюдать, что откликается. Найти ДНК бренда. Для этого нужно проделать большую работу. У меня на это ушла не одна коллекция и не один показ, пока я не поняла: это мое, я про это. Про яркость, формы.

С многими из творческой тусовки успели познакомиться?

 

За 2 года знакомств прибавилось, но я не супер тусовщица. Больше люблю уединение, природу, рыбалку. Я же мастер спорта и чемпионка России по ловле на мормышку со льда. Мы с мужем увлекаемся, в Челябинске есть Федерация рыболовного спорта. Я еще судья на соревнованиях. Для меня это медитация. Люблю уехать, отключиться, до рождения дочери часто ездила. А с началом декрета начала дизайнить. Видимо, мне постоянно нужно куда-то себя реализовывать. Я могу вечно разговаривать о платьях и рыбалке.

 

 

Есть идеи для будущей неземной коллекции?

 

Космос, такого у меня еще не было. Еще хочу выделить, что я не про принцессины платья. Женственность есть, но не девочка-девочка. Это коварная красота: русалки, осьминоги, ядовитые цветы. Если говорить про русские коды, то у меня была идея создать коллекцию «Хозяйка медной горы». Взять камни, цвета, фактуры, прочитать сказы Бажова, но не сарафаны и кокошники.

 

Какая у вас мечта как у дизайнера?

 

Показ имени себя, чтобы я была режиссером и за все отвечала: за гостей, моделей, платья, шоу. Еще одна моя мечта — чтобы мне позвонили и сказали: покупаем всю твою коллекцию. Конечно, можно сидеть в ателье, подшивать джинсы и зарабатывать больше, но не к этому же я шла.