Елена Войнова
Войнова Елена, графический дизайнер и практикующий художник, с опытом работы более 16-ти лет в различных направлениях коммерческого дизайна. Победительница международных конкурсов дизайна и изобразительного искусства.
Вы опытный дизайнер и работаете почти уже двадцать лет в этом направлении. Очевидно, что вы нашли своё призвание, профессиональную нишу в которой занимаете достаточно прочное положение. Несмотря на социальные и экономические сложности, затрудняющие путь к успеху в этой сфере деятельности. Как вам удаётся сохранять личную вовлечённость и стремление к визуальному совершенству в ваших проектах?
Я считаю, что несмотря на довольно внушительный опыт в сфере дизайна, до сих пор каждый проект может научить меня чему-то новому. Поэтому к свежим задачам я всегда приступаю с любопытством — что интересного мне удастся узнать на этот раз? Я отношусь к своей работе с уважением, воспринимаю ее не только как способ творческой реализации и поддержания финансовой стабильности, но как к своему главному учителю. Иногда удается узнать что-то о способах очистки нефти, о интересных хитростях в работе с дизайнерским софтом, а иногда понять что-то неожиданное и глубинное о себе самой.
Вы получили педагогическое образование. Почему вам стал интересен именно дизайн? Почему к примеру не педагогическая работа в этой же сфере?
Когда я заканчивала университет, графический дизайн соблазнил меня своей новизной и перспективами в изучении новых технологий. Я часто работаю над проектами, где дети одна из целевых аудиторий. Думаю, что педагогическое образование и пусть и не большой опыт преподавания помогают мне браться за детские темы уверенно и выдавать достойный результат.
Вы не могли бы привести пример какого-нибудь своего недавнего проекта, сделанного для детей?
Пожалуй, один из последних проектов, которым я действительно горжусь — это создание четырех стендов для детских игрушек для сети магазинов Детский Мир. Проект получился не только ярким и привлекательным, но и получил золото и серебро на международном конкурсе ритеил-дизайна Popai Awards в 2021 году. С самого начала, еще на этапе работы над эскизами я старалась привнести элемент игры в каждый из стендов, не выбиваясь из рамок бюджета заказчика. Приходилось постоянно балансировать и вносить множество правок, чтобы угодить финансовым и техническим ограничениям, но в тоже время сохранить главное — дети должны захотеть поиграть в сам стенд. Благодаря этой идее уделось создать стенды в виде больших игрушек, которые выгодно выделялись на фоне конкурентов.
Не думаете ли вы иногда, что даже комбинирование приёмов коммерческого дизайна и академического искусства в вашем подходе к делу, хорошая репутация и относительный успех всё равно недостаточны для того, что бы вы хотели достичь, как профессионал? И если так, то где вам бы хотелось испытать себя?
Во многих сферах, где так же важен визуальный ряд. Например, как художник и дизайнер в кино. У меня уже был подобный опыт, и мне понравилось создавать костюмы и декорации. Еще меня привлекает анимация, создание украшений и предметный дизайн. Меня притягивают сферы, где через свою работу я могу дать аудитории вдохновение, радость и комфорт.
А если бы вы вдруг поняли, что добились всего, чего хотели как дизайнер, то что бы вы сделали - нашли бы новую цель в этой же сфере или поменяли саму сферу деятельности?
Не думаю, что дизайн — это сфера, где сложно добиться ВСЕГО. Дизайн двигается и меняется вместе с обществом. Дизайнеру всегда приходится оставаться в тонусе, чтобы если и не создавать тренды, то следовать им и быть востребованным. Но если пофантазировать и представить, что я достигла каких-то невозможных дизайнерских высот, то радикально сферу я не поменяю. Наверное, использую возможность расширить свои навыки, привнести в них больше личного видения и сосредоточится на дизайне как на виде искусства.
Вы часто работаете над проектами самостоятельно. Какую часть своей работы вы готовы делегировать?
В первую очередь, все, что тормозит меня по времени или что я сама не умею делать хорошо. Например, съемка и монтаж видео, 3D графика, фотография, создание иллюстраций, написание текстов.
Предположим, что в вашем распоряжении три опытных дизайнера, которым вы можете доверять. Вы могли бы сама не делать ничего, а только руководить?
Дизайн — это хитрый процесс. Он так просто не отпустит в начальники. Если у тебя есть хорошие навыки в этой профессии, то всегда захочется вмешаться в процесс. Поэтому не думаю, что у меня получится только руководить. Но и мешать команде профессионалов я тоже не стану.
Что бы вам хотелось изменить и улучшить в отношении клиентов к вам и вашей работе?
Сейчас у меня идеальные клиенты, честно. Мы полностью доверяем друг другу. Мне есть с чем сравнить, я прошла все эти испытания «игрой в шрифты», неодобрения дизайна женой директора, претензиями, что логотип не может стоит так дорого «это же маленькая картинка» и прочими «здесь что-то не так, предложите еще варианты». Сейчас я могу выбирать проекты и не хвататься за все подряд, в стрехе что вдруг «больше не предложат».
Как вы представляете будущее своей профессии? Дизайнеры будут делать тоже самое или постепенно то, что они делают сейчас, станет ненужным?
Уверена, что многие процессы в будущем буду автоматизированы за счет AI. Особенно если это касается рутины, где не нужно включать творческий подход. Я с удовольствием пользуюсь всеми современными инструментами, которые помогают мне работать качественнее и быстрее. Искусственный интеллект пока не украл у меня работу. Наоборот — работы стало больше. Пока дизайнер остается хоть немного художником, конкурировать с ним будет не просто.