«Дамбартон-Оукс» в Доме русского зарубежья.
В июне этого года мировое сообщество отмечало 140-летие крупнейшего представителя музыкальной культуры ХХ века – Игоря Стравинского. По случаю юбилея 25 августа в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына состоялось открытие выставка «Поэтика дома. Стравинские». На открытии состоялся концерт, состоящий из произведений композитора. Зрители услышали: «Весна священная, сцены языческой Руси, часть 1», авторская версия для фортепиано в 4 руки в исполнении Мона Хаба и Михаила Дубова. Алексей Зуев исполнил фрагменты балета «Аполлон Мусагет» в переложении автора для фортепиано соло. В заключении прозвучал Концерт для камерного оркестра «Дамбартон-Оукс» («Dumbarton Oaks») в исполнении Молодежного камерного оркестра актуальной музыки, дирижер Владислав Минеев.
На последнем выступлении хотелось бы остановиться подробнее. «Дамбартон-Оукс» является ярчайшим образцом неоклассического стиля Игоря Стравинского. В 1938 году чета Блисс заказала Стравинскому сочинение по случаю 30-летнего юбилея их свадьбы. Композитор был приглашён поместье Дамбартон-Оукс (штат Вашингтон) для обсуждения заказа. Стравинский был настолько поражён прекрасными садами, окружающими дом, что решил положить в основу своего Концерта структурную планировку садов.
Художественным руководителем и дирижером выступил совсем молодой маэстро Владислав Минеев. Это был его дебют в качестве дирижера и, надо сказать, что дебют оказался очень удачным. Произведение является довольно сложным для исполнения и исполняется редко на российских сценах. Тем более приятно, что Минеев выбрал именно это произведение для своего дебюта.
Стравинский не моделирует в Концерте какой-то один стилистический первоисточник, но и не смешивает различные: три части Концерта представляют собой как бы три сцены в духе баховского барокко (Tempo giusto), классицизма (Allegretto), и «современного» стиля (Con moto), соединённые нейтральными модулирующими каденциями. Оркестру под управлением Владислава Минеева удалось показать все эти три стиля. Особенно удалась часть в стиле барокко. Видно, что Владислав хорошо знаком с фактурой Бранденбургских концертов Баха и ему удалось выразить ее с помощью музыкантов оркестра. Стравинский сам признавался, что его Концерт писался по модели «бранденбургского стиля», однако свежая авторская оригинальность и максимальная изобретательность автора в каждом такте Концерта создают неповторимость и уникальность этой музыки. Все это зрители услышали в исполнении Молодежного камерного оркестра актуальной музыки под управлением Владислава Минеева и по достоинству оценили это выступление.
Текст: Алиса Плаксина
Дата публикации: 30.08.2022