6 художников
В этой статье редакция Blur по традиции знакомит наших читателей с самыми интересными художниками современного искусства, работающими в различных медиумах.
Художник Алена Токарева
Видеохудожник Алекс Симачев
Фотограф ожидания Ирина Пуртова
Писательница маслом и пастелью Ольга Бойко
Диджитал-артист Анатолий Федоров
Абстрактный художник Сергей Воробьев
Разноплановый художник Алена Токарева
Алена Токарева создала несколько серий работ. Каждая – в своем стиле и настроении.
В серии Absurd of the present («Абсурд настоящего», 2022) артистка играет с перспективой: перед нами лестницы и люди, которые не стоят на прямой плоскости. Они куда-то идут и что-то делают, но направления сбиты. Это – абсурд настоящего. Люди везде, все куда-то двигаются. Все смешалось и накладывается друг на друга.
О работе Romeo and Juliet («Ромео и Джульетта») сама Алена рассказывает так:
«Для исполнения серии работ «Ромео и Джульетта» я выбрала традиционный медиум — гравюра на дереве, чтобы говорить о произведении Шекспира на языке его времени. Мне хотелось сказать о важности исторической традиции и наследия в современном мире искусства. Сам процесс работы был интересным и погружаемым: сопротивление материала и ограничения техники воспроизводят уникальный опыт»
Оттолкнувшись от пандемии 2020 года, Алена пишет серию работ In front of the screen («Напротив экрана»). Масляной пастелью девушка создает знакомые нам изображения: кто-то сидит перед камерой, кто-то скрывается за иконкой с фото, кто-то – прячется за буквой логина. Людей в кружочках-аватарках значительно больше, чем тех, что «с лицами». Онлайн-созвоны – уже культурный код нашего поколения: поколения пандемии и ковида-19. Сюжет, знакомый каждому, независимо от пола, возраста и местоположения.
Еще одна серия Scanograms («Сканограммы») выполнена в технике computer graphics (сканирование объектов и обработка их на компьютере).
Работа вдохновлена идеей французского философа Жака Дерриды о том, что мир – это текст, а текст есть единственная модель реальности. Деррида говорит о том, что язык функционирует по своим законам, а мир человек может постичь лишь в виде той или иной истории рассказа о нем.
Мир – бесконечный текст. Все в нем мыслимо и является частью текста. Создавая «Сканограммы», Алена думала о том, что текст субъективен, следовательно, может быть иллюзией и каждый интерпретирует его под себя. Текст может появляться и исчезать, появляться и восприниматься фрагментами, появляться и менять свою и чужую реальность.
«Автопортреты» (проект Self-portraits) Алена также начинает создавать в 2020 году. Она использует разные материалы – от масляной пастели и акрила до чернил и карандаша. Почти на всех работах девушка видит себя в отражении. Смотрит сама на себя в маленькое настольное зеркало. Незаменимый атрибут ее автопортрета – зелень. Она около девушки всегда.
Видеохудожник Алекс Симачев
Алекс Симачев – видеохудожник-экспериментатор. На его творчество повлияли киберпанк, научная фантастика и исследование космоса. Алекс верит, что миссия человека – стать галактическим видом, а не просто задержаться на Земле. В видеосъемке автор восхищается фильмами «Интерстеллар» и «Стар Трек Вояджер». Красоты планеты превращаются в неземные пейзажи в работах Алекса.
Одна из особенностей видео – динамичность съемки. Картинка переходит из одной в другую незаметно. Девушка за несколько секунд перемещается по локациям, но это происходит так органично, что нет ощущения склейки кадров.
Один из видеороликов был снят на острове Ява в Индонезии. В видеоистории прослеживается метафора стремления каждого человека понять, кто мы и почему оказались на этой планете.
Перед зрителем предстает фантастический сюжет: планета Тигарден Б находится в 12 световых годах от Солнечной системы в созвездии Овна. Межзвездный корабль героини терпит крушение. Хрупкая фигура девушки контрастирует с жутким вулканическим ландшафтом.
Голографическое устройство обнаружило лишь примитивные формы жизни, и девушка понимает свое одиночество на Тигарден Б. Героиня воплощает собой стремление к свободе, а техника Алекса Симачева смешивает вымысел с реальностью засчет старательного сопоставления деталей воображаемого и реального мира.
Некоторые эффекты Алекс изобрел сам: фон, плавящийся в абстрактных световых линиях, неожиданные комбинации быстрых движений камеры по часовой и против часовой стрелки.
В портфолио Алекса можно увидеть разные пейзажи: не только экзотический Бали, но и знакомый Санкт-Петербург с его улочками и метро. При этом динамичная смена кадров кажется уместной даже в таких разных локациях. Приемы олицетворяют и самого видеографа: жизнь Алекса полна путешествий и перемен.
Фотограф ожидания Ирина Пуртова
Серию фотографий «В ожидании» Ирина Пуртова (Irina Purtova) посвятила одноименной теме. Каждый день человек ждет – в метро, на остановке, в магазине, у светофора. В такие моменты жизнь останавливается для человека: вокруг него она идет, а ожидающий лишь наблюдает ее, погружаясь в свой мир.
Девушка хочет поймать это ощущение ожидания. Используя длинную выдержку и пленку, Ирина передает знакомое каждому чувство остановки времени. Выдержка в каждом кадре равна настоящему времени ожидания, что придает реалистичности и проникновению в момент. Перед нами – томительное течение времени в лимбе ожидания.
Мы видим спины, руки, куртки, ботинки. Они сливаются в единое, в образ, который встречается человеку, пребывающему в глубокой задумчивости.
Писательница маслом и пастелью Ольга Бойко
Ольга Бойко (Olga Boyko) пишет картины маслом и пастелью. В ее работах реалистичные знакомые образы: цветы и пейзажи. Есть и более сюжетные работы: на скале сидит герой и смотрит на закат. Под ним – вода, отражающая красное небо. Так выглядит работа Hopeless («Безнадежный»). В этой же серии, как бы дополняя работу, зритель знакомится с натюрмортом I hope («Я верю»). Распускающиеся цветы действительно, кажется, дарят надежду.
Связанными между являются и работы Music of peace («Музыка мира») и Peace («Мир»). На первой картине снова есть человеческий образ – в этот раз он играет на скрипке в темной комнате, на второй – снова натюрморт со спокойной композицией. Нежно-розовые цветы на желтом фоне, кажущемся солнцем и светом. У натюрморта есть «второй фон» – за цветными тканями бело-темный фон, как бы перспектива натюрморта, возможность заглянуть дальше.
Работы Ольги сосредоточены в первую очередь на сложной красоте натюрмортов и мира природы. Масляные краски одновременно наполнены яркими красками, но проникнуты ощутимой грустью.
Цель Ольги как художника – создавать работы, которые вызовут у читателя глубокий эмоциональный отклик, побуждая находить красоту в мелочах и созерцать быстротечность существования.
Диджитал-артист Анатолий Федоров
Анатолий Федоров работал дизайнером и диджитал-артистом в больших проектах, в том числе занимался моделированием проектов Formula E, Aston Martin DBX707 и Extreme-E.
Помимо реальных проектов, Анатолий работал с футуристичными придуманными образами: роботами, моделями из будущего, высокотехнологичными аксессуарами наподобие многофункциональных очков. Автор работает с перспективой и деталями, цветом и динамикой. В изображении отдельных моделей без фона Анатолий делает акцент на проработанности, в цельных работах – на общее впечатление.
Рассматривая работу, на которой изображена большая ракета, а вокруг много дополнительных удерживающих и не только конструкций, даже знаток техники может усомниться в нереальности изображения. Все детали проработаны: сотни мелких паутинчатых “узоров” из железа, незаметное поначалу название ракеты “Прогресс МС”.
Еще одна работа, более фантастическая, – ярко-голубое пространство с развилкой. Перед зрителем – указатель, дань традиции знаменитому былинному камню, который предупреждал путников, что будет, если пойти по конкретному направлению, Только здесь вместо классических “направо-налево” – “Аллея”, “Мета-мозг”, “Лекторий” и “Прихожая”.
Возникает ощущение, что находишься в компьютерной игре: все вокруг состоит из разноцветных прямоугольных брусочков. Из подобных “брусочков” состоит еще одно изображение. На табличке видно запись Demo Day, вокруг - светящиеся волшебные лотосы и яркие цвета, которые сложно встретить в обычной жизни. А посередине этого – девушка.
Абстрактный художник Сергей Воробьев
Вот уже больше двадцати пяти лет Сергей Воробьев пишет абстрактные картины. Его работы покупают коллекционеры из разных стран Европы и Америки. Он отправляет картины на выставки, проводит мастер-классы по изобразительному искусству.
Работы Сергея базируются на желании зафиксировать эмоции и мысли и передать их через изображение. Его вдохновляет мир вокруг. Через абстрактные формы и цвета Сергей не дублирует действительность, а вызывает эмоциональный отклик, благодаря чему каждый может найти свой уникальный смысл в работах.
В его портфолио картины с «пейзажными» названиями: «Гейзер», «Золотой час», «Остров». Есть и урбанистика – «Огни большого города». Абстракция действительно вызывает эмоцию: для зрителя золотой час может показаться горным водопадом, а остров – подводным царством. В творчестве важна не документальная точность, а эмоция, которая будет вызвана полотном. Работы заставляют фантазировать и искать «свое» в картине.
Автор текста: Алиса Плаксина
Дата публикации: 7.04.2023